Гипермаркеты, которые столкнулись с оттоком покупателей в условиях ограничений из-за коронавируса, могут в будущем трансформироваться в магазины-склады (dark stores) с функцией обслуживания онлайн-заказов, считает гендиректор аналитической компании InfoLine Иван Федяков.

«Конечно, гипермаркетам наносится сейчас очередной удар, опять-таки, это заставляет их более стремительно, более динамично думать о своем развитии и о какой-то новой миссии, которую они должны выполнять. Здесь, в моем понимании, у гипермаркетов есть все шансы эту миссию реализовать — фактически, это магазин-склад, который позволяет осуществлять комфортную доставку до покупателя, решая, в том числе, проблему последней мили», — сказал он в ходе онлайн-конференции.

«Гипермаркеты постепенно начнут превращаться в магазины-склады, это именно то состояние, в котором они были изначально, когда в 50-60-е годы первые склады стали открывать свои двери и обслуживать розничных и мелкооптовых покупателей. Сейчас мы возвращаемся, по сути дела, к этой истории. Гипермаркеты станут наполовину такими же складами, где будет в основном осуществляться отгрузка для дистанционных продаж. Уже сейчас, допустим, у некоторых служб доставки курьеры не заходят в зал, они уже сейчас формируют свои заказы, находясь в производственных помещениях. Такие проекты уже реализованы в Metro Cash & Carry. Я думаю, что этот процесс будет дальше развиваться: фактически, гипермаркеты начнут постепенно превращаться в «дарк сторы», но им необязательно становиться 100-процентным «дарк стором» — они могут продолжать обслуживать розничных покупателей», — отметил эксперт.

При этом в гипермаркетах значительную площадь занимают непродовольственные товары, которые «не очень продавались последние годы».

Вам будет интересно https://metenergo.com/catalog/sv-95-3c/

«Поэтому половина площади магазина можно спокойно отдать в пользу функций «перевалочного пункта». Я думаю, что постепенно мы увидим эту эволюцию, а может быть даже, это будет происходить гораздо быстрее на фоне сегодняшних мер по ограничениям», — считает Федяков.

Ранее о резком падении покупательского трафика в гипермаркетах в последние дни по сравнению с пиковыми значениями в марте сообщали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).

«Мы сейчас наблюдаем такую картину: трафик устойчиво падает в последние дни, в последнюю неделю, в зависимости от формата — если это магазин «у дома», то на 20-30%, 25% в среднем <…> При этом основной удар, конечно, пришелся на крупные форматы — гипермаркеты и супермаркеты. Там падение трафика составляет порядка 50%, от 40% до 60%», — говорил ранее на этой неделе председатель президиума АКОРТ Сергей Беляков.

По данным GfK, в первую неделю самоизоляции в России (с 30 марта по 5 апреля) покупки в гипермаркетах и магазинах cash & carry снизились на 13% по сравнению с предыдущей неделей.

«Ситуация очень волатильная: в марте, когда часть населения пыталась делать какие-то запасы, они, конечно, побежали в гипермаркеты, это те магазины, которые позволяют, во-первых, получить доступ к большому объему товаров и имеют достаточно хороший ассортимент с точки зрения выбора. Поэтому в марте были достаточно неплохие объемы продаж у гипермаркетов, но вот уже сейчас, в конце марта — начале апреля, мы видим, что по гипермаркетам наносится достаточно серьезный удар, потому что те ограничения, который вводятся региональными властями, приводят к тому, что население перестает ездить в отдаленные магазина, а гипермаркеты все-таки чаще всего не находятся в шаговой доступности. Падение продаж, трафика у них уже 40% и более. В некоторых регионах объемы продаж снизились уже более чем в два раза, на этой неделе мы фиксируем такие результаты», — сообщил Федяков.

Ранее «Лента», управляющая крупнейшей сетью гипермаркетов в России, объявила о запуске онлайн-продаж в партнерстве с сервисами доставки iGooods и «Сбермаркет».

«Возможно, это неплохое решение и стоит в дальнейшем развивать это партнерство, необязательно это делать самостоятельно», — полагает эксперт.

X5 Retail (MOEX: FIVE) Group может переделать часть своих гипермаркетов «Карусель» в dark stores для обслуживания заказов из своего интернет-супермаркета Perekrestok.ru, говорил в конце прошлого года гендиректор Х5 Игорь Шехтерман.

Dark store — склад для обработки онлайн-заказов. Этот формат совмещает черты традиционного магазина и склада: он не предназначен для совершения покупок, но выкладка товаров похожа на магазинную. В отличие от традиционного склада, dark store адаптирован для обслуживания интернет-заказов — выкладка товара штучная, в то время как с больших складов товары развозятся крупными партиями.

Источник

от admin